История украинской строительной техники: супер-вездеход «Харьковчанка»

В 1959 году колонна гусеничных вездеходов совершила беспримерный переход через Антарктиду. На снежной территории, причем в условиях высокогорья, машины преодолели 2700 км и вышли на Южный Полюс. Да, самый трудный экзамен на выживание выдержал супер-вездеход, сконструированный и построенный в Харькове, который назывался: «Харьковчанка».

В мае 1958 года. на Харьковском заводе транспортного машиностроения было собрано «Изделие 404С».

Машина имела шасси тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т, удлиненное на два катка. Гусеницы снабжены специальными грунтозацепами и уширителями, в результате чего их ширина достигла 1 м Форсированный дизель, трансмиссии снабжен нагнетателем, развивал мощность 995 км на высоте 3000 метров. Двигатель, как и на тракторе, находился в передней части.

Система, в отличие от капотника AT-T, была выбрана вагонная, что позволило получить полезную внутреннюю поверхность коробки на 28-м квт. Сам этот кузов с алюминиевой обшивкой и теплоизоляцией из 8 слоев капроновой ваты изготовили на Харьковском air заводе. Стоит ли удивляться, что новый вездеход вскоре получил название «Харьковчанка»?

Это монументальное сооружение (длина – 8,5 м, ширина – 3,5 м, высота – 4 м) и весом 35 тонн может разгоняться до 30 км/ч, преодолевать подъемы до 30° и тянуть за собой 70-тонный прицеп. «Харьковчанка» могла плавать, правда, погружаясь только до середины кабины. Сама кабина была площадь 28 кв. м и высотой 2,1 м.

Жилой салон был рассчитан на 6-8 человек. Из этой кабины, подняв крышку, вы можете легко добраться до двигателя. Таким образом, исправить некоторые неисправности двигателя можно, не выходя из автомобиля. Ремонт в тепле – вещь, конечно, хорошая, но дизельный двигатель в жилом районе, но плохо.

«Харьковчанки» очень хорошо подходят для экскурсий в глубь холодного континента и в трудно доступные места. Такие экспедиции – настоящее наказание для механиков, сборщиков, потому что при всем уважении к конструкторам, в ледяных условиях Антарктиды машины довольно часто выходят из строя. В мороз и обжигающий ветер, они вынуждены часами заниматься заменой узлов, причем некоторые операции нужно выполнять голыми руками. Кроме того, на больших высотах (около 3000 м – для центральной части континента-это типичная высота) чувствуется недостаток кислорода, так что физическая работа быстро вызывает усталость и головокружение. Кроме того, преодолевая каменные заструги, тягачи и сани резко наклоняются вперед, то приобретают большой наклон в право или в лево, другими словами испытывают замедленную качку, поэтому внутри кабины необходимо устанавливать, как в кабине корабля.

В груженном версии застройку движутся, как правило, на первой передаче со скоростью 5 км/ч. На наиболее трудных участках трассы, сани иногда нужно тянуть два трактора. В этих условиях машины потребляют много топлива. В каждом антарктическом караване топлива составляет почти 75% груза. Конечно, не нужно везти все это топливо, так что часть санки с топливом и дорожные знаки, устанавливаемые в определенных точках маршрута, чтобы забрать их на обратном пути. «Харьковчанки» служили в Антарктиде без малого 40 лет, и ничего лучше до сих пор не создано. Так утверждать позволяет, хотя тот факт, что в 1967 году прошлого столетия на этих машинах был достигнут Южный полюс относительной недоступности, с тех пор там не был никто больше!

В 1975 году в Антарктиду были направлены вездеходы «Харьковчанка-2». Благодаря капотной компоновки повысился комфорт в салоне улучшился доступ к двигателю, а многоэтажку занимал удлиненную грузовую платформу.

 

Строительство и ремонт